практика : аскет
Аскет
ПРЕМЬЕРА // Документальная опера композитора Николая Попова в постановке режиссера Юрия Квятковского
Аскет
16
2 корпус Музея Москвы, Зубовский бульвар, 2
1 час без антракта
Коллаборация театра «Практика», Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) и Мастерской Брусникина. 

Впервые главным героем оперы стал ученый, лауреат Нобелевской премии мира и правозащитник Андрей Сахаров. «Аскет» не пересказывает биографию физика, но помогает осмыслить «трагический архетип» человека науки, одержимого загадками бытия. Переведя идею академика Сахарова о существовании множества Вселенных на метафорический язык искусства, создатели проекта сконструировали многомерный сценический проект, в котором сочетаются черты документального театра, оперы и мистерии.

Факты из жизни физика переплетаются с евангельскими сюжетами, античной мифологией и историей монаха Джордано Бруно, некогда ставшего жертвой инквизиции за революционные идеи об устройстве космоса. Семь частей оперы вторят семи дням Страстной недели. В финале оперы завороженный Вселенной и ее тайнами главный герой оказывается в нулевой точке европейской культуры и философии, в пространстве античной трагедии, чей цикл — от Иисуса до Бруно, от Бруно до Аскета — обречен на бесконечные повторения.

Спектакль создан союзом КПД. Это междисциплинарная творческая единица, объединившая режиссёра Юрия Квятковского, композитора Николая Попова и драматурга Михаила Дегтярёва. Команда находится в постоянном поиске новых смыслов и форм, создаёт масштабные культурные проекты на стыке театра, перформанса, актуальной академической музыки и экспериментальных нарративов. В фокусе исследований КПД лежит документальная реальность и препарирование духа времени. Это всегда работа с настоящим, опирающаяся на прошлое и ставящая перед собой цель приоткрыть и разделить будущее со зрителем. Художник — Нана Абдрашитова.

Специально для оперы «Аскет» под руководством Центра электроакустической музыки были созданы электромеханические музыкальные инструменты, ставшие частью звуковой партитуры оперы, а также разработаны новые типы взаимодействия электроакустических и механических объектов.

Предпремьерный спецпоказ оперы «Аскет» прошёл в мае 2022 года при поддержке фестиваля актуальной музыки SOUND UP. 

Проект создан при поддержке Союза композиторов России и в партнёрстве с Москонцертом. 
Режиссёр-постановщик
Композитор
Драматург
Михаил Дегтярев
Видеограф
Александр Плахин
Художник
Нана Абдрашитова
Художник по свету
Музыкальный руководитель
Звукорежиссёр
Ильнур Габидуллин
Выпускающий продюсер
Алиса Алещенко
Технический директор
Кирилл Астахов
Создание электромузыкального инструмента Релефон
Николай Попов
Олег Макаров
Виталина Стрекалова
Василий Ёлшин
Ассистент режиссёра
Анастасия Седова
Художественный руководитель хора
Елена Гречникова
Помощники режиссёра
Каскадёры
Сергей Носуленко
Станислав Кисилевский
Ассистент художника по костюмам
Вероника Кузина
В ролях
Александр СуворовИлья БарабановИрина Петрова
/
Ольга Власова
Алексей Жеребцов
Виктория Киприянова
Кристина Ким
Маджит Сулейманов
Мария Рожковская
Алёна Васина
Анастасия Шелепова
Солисты CEAM Artists
Венедикт Пеунов
Юлия Мигунова
Инна Зильберман
Алиса Гражевская
Никита Агафонов
Вероника Субботина
Солисты хорового театра Бориса Певзнера
Кристина Шевченко
Наталья Шайдуллова
Павел Глядешин
Борис Карташев
Дмитрий Зарудный
Мария Сотникова
Алексей Комаров
/
Александр Романов
Представьте, что человеческий разум, разнообразие логических размышлений, чувства и ассоциации превратились в мультимедийную партитуру. О чём может мечтать, и в какие уголки вселенной в своём воображении может попадать академик Сахаров, — вот вопросы, которые нас будоражат.
драматург
Михаил Дегтярев
Познание Вселенной во всех ее проявлениях — от вопросов морали до космологических проблем — придает жизни черты высокой трагедии. Ее суть в том, что поиск истины никогда не заканчивается и всегда остро воспринимается людьми любой эпохи. В «Аскете» мы исследуем этот трагический архетип сквозь призму судьбы великого ученого и общественного деятеля, его идей и их последствий.
композитор
Музыкальный проект «Аскет» — это многоуровневое и нелинейное произведение. Мы опираемся на биографию учёного, чтобы в формате документальной оперы-мессы выразить его основные жизненные принципы.
исполнитель роли Сахарова
Роль Сахарова — это абсолютно новый и необычный для меня опыт, творческий вызов. С самого начала я понимал, что не стоит играть конкретного человека и не ставил перед собой задачу изобразить на сцене знаменитую историческую личность. Это вряд ли получилось бы, ведь я музыкант, а не актёр, и у меня нет ничего общего с Андреем Сахаровым — внешне мы совсем не похожи. В перформансе «Аскет» я, как и остальные участники, выполняю одну из функций, совокупность которых рождает спектакль.
инженер инструмента релефон
Олег Макаров
Релефон в окончательном варианте – вертикальная панель с электромеханическими реле и шаговыми искателями. Шаговый искатель отвечает за связь между абонентами: когда пользователь набирает номер на дисковом телефоне, на телефонных станциях срабатывает переключатель, соединяя два аппарата. Этот механизм связывал людей до начала XXI века, в релефоне он соседствует с обычными реле сверху и несколькими лифтовыми реле внизу. 

Визуальное решение для инструмента было найдено в конце работы: художница Нана Абдрашитова собрала вертикальные панели. Так, получилось, что на сцене музыкант взаимодействует с аналогом медисинтезатора. Релефоны работают по записанной партитуре, а в некоторые моменты композитор сам извлекает из них звуки. 
при участии
пресса
Независимая газета
Композитор написал полноценную хоровую оперу, стилистически отсылающую и к массовым сценам опер Мусоргского, и к хоровой остинатной полифонии Орфа или Онеггера, и к русскому знаменному пению (опера заканчивается фактически молитвой «Господи, прости»). При этом голоса становятся частью суперсложного электронного саунда, который также объединяет в себе «живое» звучание солистов Центра электроакустической студии Московской консерватории, синтезированные тембры и даже специально сконструированные шумовые инструменты (релефон). Эта гигантская пространственно-акустическая партитура, часть которой рождалась непосредственно в стенах Музея Москвы, обрушивалась на публику словно научно выверенным каскадом звуков, призвуков, шумов, но, как и у Баха, вызывала эмоциональный отклик.
Сноб
Ближе к финалу действие начинает напоминать обряды древнегреческих мистерий: фигуры козлов-сатиров — появившихся на сцене не случайно (слово «трагедия» с древнегреческого можно перевести как «козлиная песнь») — раскатывают колесо с изображением витрувианского человека. Кажется, что вот-вот наступит освобождение и катарсис, появится «бог из машины» и окажется, что у этой истории счастливый конец. Скованный метафорическими цепями государственного давления и цензуры Андрей Сахаров уходит на лыжах в тихую заснеженную даль. Этот образ оставляет светлую наивную надежду на то, что добро непременно восторжествует, а стрелки часов никогда не дойдут до полуночи.
Musecube
Проводя неизбежные параллели с сюжетами из сакральных книг, создатели оперы говорят о повторяемости истории, о том, что творцы, подобные Сахарову, рождаются во все времена — и всегда они опережают свою реальность, а потому не могут стать её неотъемлемой частью и исторгаются вовне, превращаясь в изгоев.
Музыкальная жизнь
Подзаголовок спектакля – «Страсти по Андрею» – заставляет вспомнить не только о Евангелии и баховских пассионах, но и об одноименном фильме, позже переименованном под нажимом властей в «Андрея Рублева». У героя шедевра Андрея Тарковского и центрального персонажа Попова-Квятковского-Дегтярева действительно есть нечто общее: переживая душевный кризис и довольно четко артикулируя свою позицию, они тем не менее остаются в некотором роде пассивными наблюдателями разворачивающихся исторических событий. Скорбными свидетелями жестокости мира, которой, в сущности, им нечего противопоставить, кроме собственной аскезы и искупительных страданий. 
Марина Гайкович
Авторы спектакля расширяют контекст, вводят в первую сцену упоминание о сожжении Джордано Бруно, а в последней используют образ витрувианского человека Леонардо да Винчи, смыкая его распятую фигуру с главным героем спектакля: путь к познанию вселенной стоит жизни. Не зря в финале Сахаров размышляет совсем не об опасности ядерного оружия, не о своем раскаянии, а том, куда повернется стрела времени (возможно, вспять).
ReMusik
«Аскет» – редкий пример командной работы, где нет ощущения, что кто-то из постановщиков тянет одеяло на себя. Здесь всё взаимосвязано. Например, релефоны (механические инструменты сконструированные художником Олегом Макаровым из реле советских времен) являются не только уникальными артефактами эпохи, но и символическими элементами. Их главная звучащая составляющая – стук, и именно за ними прячутся «стукачи» – герои, которые пишут на ученого доносы.