практика : бабушки
Бабушки
Мозаика из рассказов сибирских деревенских жителей про течение времени, быстротечность жизни и все то, что плохо осознается в молодости, но так остро ощущается в старости
Бабушки
12
Основная сцена, Большой Козихинский пер., 30
1 час 20 минут
«Бабушки» — это мозаика из рассказов сибирских деревенских жителей. Традиции, обычаи, песни — жизнь русской деревни XX века, которая так далека от нас, обитателей мегаполиса века XXI. То, что вчера было нормой, сегодня стало экзотикой. Но этот на первый взгляд чуждый мир оказывается близким и интересным.

В основе спектакля — книга «Русская деревня в рассказах её жителей» под редакцией Л.Л.Касаткина. При создании использовались аудио и видеоматериалы, собранные сотрудниками Института Русского языка им. В.В.Виноградова РАН, а также отрывки из романа Олега Павлова «Асистолия». 

Участник программы «Пушкинская карта»
Женщина — бабочка, которая очень быстро превращается в бабушку. На самом деле всё смешано в одном клубке: и девочка, и женщина, и бабушка. Одно просвечивает через другое: глядя на молодых женщин, можно понять, какими они будут бабушками. 

Спектакль «Бабушки» — про течение времени, быстротечность жизни. Это так плохо осознается в молодости и так остро ощущается в старости.
Примечательно то, что у нас не было возможности поехать в деревню, про которую говорим, поэтому мы делали наших бабушек по аудиозаписям в Институте русского языка. А голос — это очень многое. То, что говорят эти женщины, как они это говорят. Например, моей бабушке было лет 37 на записи, а ощущение, что говорит старушка. То есть, в её жизни столько прожито, и такой груз она взяла на себя, что голос звучит по-другому, это голос пожившей, опытной женщины.
при участии
пресса
Марина Шимадина, Театрал
«Многолетний хит «Практики» — спектакль, основанный на реальных интервью с сельскими жительницами. Постановка полна аутентичных деталей вроде народных песен и тщательно скопированного говора. Но самое интересное – смотреть, как молодые актрисы без помощи грима играют старух из сибирских деревень, и понимать, что несмотря на возраст, в каждой из героинь живет юная и озорная девочка».
Дина Годер, Московские новости
«Дело не в самих этих историях, хотя они сильные и — самое главное — настоящие. А в том, как именно девочки на наших глазах безо всякого грима оказываются бабушками, как у каждой проявляется характер и видно, кто здесь заводила и певунья, а кто — тихоня. Какие они смешные, обаятельные, трогательные — без слез и пошлой сентиментальности. Как замечательно они ловят и передают ту самую музыку разной русской речи, за которой охотятся диалектологи. Как красиво и слаженно поют хором (еще бы — курс Кудряшова всегда славился музыкантами). Каждая из актрис играет конкретную женщину, у нее есть реальное имя, а в программке даже написана ее биография. Все эти бабушки из разных мест — из центральной России, из Сибири, с севера, понятно, что на самом деле диалекты у них разные и, если актрисы их точно передают, то с точки зрения профессора Хиггинса, жить в одной деревне они никак не могли бы».
Мария Сизова, Петербургский театральный журнал
«У каждого из нас есть бабушка, и даже если ее нет в живых, этот образ хранится в архивах памяти. Потому что бабушка — это пирожки с яблоками, разговоры о «Кармелите», войны с соседями, ценные советы по подбору женихов. Словом, бабушка — целый мир, который невозможно вместить ни в одно слово. Раньше было невозможно, но театр «Практика» вместил».