практика : black & simpson
Black & Simpson
Документальный спектакль о прощении, в основе которого — переписка пожизненно осуждённого и отца, переживающего трагедию
Black & Simpson
18
Основная сцена, Большой Козихинский пер., 30
1 час 20 минут без антракта
Black & Simpson — так могли бы называться конфеты, или печенье, или компьютерная игра. Но это переписка двух американцев, реальная история, привезённая режиссёром Казимиром Лиске.

У одного из героев произошла страшная трагедия, второй — убийца, отбывающий пожизненный срок в тюрьме. Они переписываются 15 лет. Эти взаимоотношения поражают, они меняют героев, а, значит, и жизнь.

Режиссер спектакля Казимир Лиске погиб в 2017 году, но спектакль продолжал идти, собирая полные залы. Гектора Блэка, человека, проделавшего трудный путь от скорби и ненависти до христианского прощения и любви, с самого первого спектакля в 2015 году играл Дмитрий Брусникин. Эта роль стала событием для театра и для актера: последний раз Брусникин исполнил её в июле 2018 года, незадолго до смерти.

Театр принял решение сохранить в репертуаре спектакль, заставляющий задуматься о важных понятиях в жизни: о человечности, раскаянии, прощении.

С 2019 года Гектора Блэка играл друг, коллега и однокурсник Дмитрия Брусникина — Александр Феклистов, а с конца 2023 года эту роль стал исполнять Вениамин Смехов.
Идея декорации
Художник по свету
Евгений Виноградов
Видеохудожник
Музыка
Дмитрий Жук
Режиссёр спектакля
«Эту историю я услышал по радио в Америке, разыскал её героев. Так родилась идея сделать документальный спектакль. «Black & Simpson» — это диалог о прощении, который десятилетиями рождался из переписки двух совершенно чужих друг другу людей: Гектора Блэка, трагически потерявшего свою любимую дочь, и Айвана Симпсона — пожизненно осуждённого за убийство.

Современному человеку тяжело даётся преодолевать сложности, идти дальше. У всех нас нет практики проработки проблемы. А ведь важно, не только, что случилось, но и какой ты в произошедшей ситуации. Даже если произошло совершенно ужасное. Гектор и Айван, герои этой истории, через работу над болью меняют свой мир, свою повседневность и границы собственного «я».
Актёр, исполнитель роли Айвана Симпсона
«Когда я в первый раз читал текст, не мог поверить, что такое возможно. Это было больше похоже на пьесу с хорошей драматургией, а это не драматургия — это реальная история, и в этом драма: люди, которые связали друг друга злом, находят путь к любви. Кажется невозможным, чтобы человек, который разрушил жизнь другого человека, мог сказать «Прости меня и помоги мне полюбить тебя», но это происходит. Я считаю, этот спектакль даст некую сакральную эмоцию для зрителя. Здесь недостаточно сочувствовать и слушать, это нужно услышать».
Актёр, исполнитель роли Гектора Блэка
«Black & Simpson» — спектакль и о прощении, и о судьбе Иисуса Христа, если хотите. А ещё — о неизвестных нам взаимоотношениях людей в Америке. Эта история по сложности сопоставима с произведениями Достоевского и Чехова. Сила открытий Казимира Лиске в том, что они не про сегодняшний или вчерашний день, а как Библия — навсегда. В этой композиции по живым письмам уроки божественного в искусстве кровоточат и пламенеют. Правы те, кто рассказывал о необыкновенном, печальном и сильном успехе этого спектакля на протяжении восьми лет».
Архитектор, автор идеи декорации
«В основе текста «Black & Simpson» трагедия, и она будто присутствует на сцене всё время, а вместе с ней два актёра. Декорация должна работать для двух человеческих тел: мы даём им не просто фон, а предмет сугубо утилитарный, и актёры могут использовать его как хотят. Это инструмент для диалога, но также и вызов для актёров, так как эту декорацию не получится проигнорировать. И в этом, с моей точки зрения, должна быть вся сценография».
Первый исполнитель роли Гектора Блэка
«Эта история произвела на меня очень сильное впечатление и я считаю, что нужно поделиться этим поразительным фактом прощения. Слово «прощение» есть в нашем мире, в нашем быту, но оно не наполнено содержанием. Прощение — это не просто какой-то факт. Это невероятный процесс. Чтобы прийти к прощению, нужно пройти очень длинную и трудную дорогу. Герои пьесы, эти два человека, прошли её, и мы пытаемся поделиться этим ощущением со зрителем».
пресса
Анастасия Каменская, Buro 24/7
«Прощение здесь не решение, а процесс — долгий, мучительный и сохранившийся в сотнях писем».
Алена Шульга, «Вопрос культуры»
«В этом спектакле необычно всё — от названия до самой сути, от материала до постановки и исполнения. Актёры не играют роли, а выходят к зрителю рассказать историю — непростую, удивительную и страшную».
Анна Банасюкевич, Teatrall.ru
«Подлинность же писем с их пространностью, бытовыми подробностями, повторами, скучными деталями, которые выкинул бы любой мастеровитый сценарист, заставляет относиться к этой истории по-иному. Документальность изгоняет мелодраматизм: трагическая исключительность реального случая не позволяет зрителю поставить себя на место героев, а, значит, и по-настоящему сопереживать им. Частный характер истории позволяет отстраниться от самой ситуации, не отдаться эмоциям, а воспринять текст как философский трактат, как интеллектуальное исследование границ человечности».
Павел Руднев, Человек размером с дом
«Black & Simpson» — спектакль глубоко религиозный <...> о том, как разворачивается милосердие. Как приходит прощение. Про то, как отец погибшего ребёнка понимает, что девочку не спасти, но перед тобой живой человек, который тебе как никто ближе, последний человек, который видел твою дочь. Можно спасти хотя бы его».