практика : чужие письма
Чужие письма
Премьера камерного спектакля по сценарию Натальи Рязанцевой
Чужие письма
12
Малая сцена Большой Козихинский пер., 30
1 час 20 минут без антракта
Девятиклассница Зина, девочка из неблагополучной семьи, сбегает из дома и находит убежище у молодой учительницы Веры Ивановны. Они привязываются друг к другу, но в один момент доверие, тепло и забота со стороны старшей становятся почвой для бесцеремонных подростковых манипуляций.
 
Это история о столкновении двух очень разных женских характеров: утончённой и интеллигентной личности с несформировавшейся, конфликтной и прямолинейной индивидуальностью. Конфликт обнажит пропасть между мировоззрениями героинь и изменит судьбы обеих.
 
Спектакль «Чужие письма» основан на сценарии Натальи Рязанцевой к культовому фильму Ильи Авербаха, вышедшему в 1975 году. Поднятые в нём нравственные и этические вопросы — о доверии и манипуляции, о подлинной интеллигентности и воспитании — редко ставятся настолько явно, внятно, сложно и неоднозначно. Сегодня они не утратили актуальности, ведь по-прежнему важно уметь объяснять, почему нельзя читать чужие письма и что такое порядочность. 
 
Режиссёр Андрей Цисарук — новое имя для «Практики». Вместе с ним над спектаклем работают хореограф Илья Оши, художница Ольга Галицкая и композитор Василий Тонковидов.
 
В репертуаре «Практики» проекты о непростых взаимоотношениях между поколениями, умении договариваться и искать точки соприкосновения с подростками всегда занимали значимое место. Выпуская «Чужие письма», театр продолжит открывать новые грани взаимоотношений между учителями и учениками, выводя на сцену конфликтные ситуации между двумя поколениями и находя способы их разрешения. 
 
Эскиз «Чужих писем» был представлен на чемпионате творческих компетенций ArtMasters-2023 и вошёл в тройку лауреатов. Спектакль выпускается при поддержке Департамента культуры города Москвы (грант «Открытая сцена»).

Участник программы «Пушкинская карта».
сценаристка
Наталья Рязанцева
режиссёр
Андрей Цисарук
композитор
Василий Тонковидов
хореограф
Илья Оши
художник-сценограф, художник по костюмам
Ольга Галицкая
видеохудожник
Екатерина Чебышева
художник по свету
Нарек Туманян
художник по гриму
Анна Мишина
стейдж-менеджер
Кирилл Кулагин
в ролях
_______________________________________________________________________________________________
Вера Ивановна, классный руководитель 9-го класса
Вероника Вернадская
Игорь, художник
Сергей Бескакотов
/
Илья Смирнов
Зина Бегункова, ученица 9-го класса
Вероника Устимова
/
Светлана Николаева
Света Егорова, ученица 9-го класса, подруга Зины
Ангелина Григорьевна Егорова, завуч школы
Полина Мирошниченко
Женя Пряхин, лётчик
Егор Васильцов
режиссер
Андрей Цисарук
«У меня давно зрело желание поговорить о педагогах, сейчас видна брешь в освещении этой темы. Сценарий Натальи Рязанцевой — прекрасный материал для такого разговора: это история взаимоотношений учительницы и ученицы, в процессе которых обе меняются. Работая над спектаклем, нам интересно соединить ностальгию по советским идеалам с нервом современных подростков».
художественный руководитель театра «Практика»
«Отношения между поколениями, умение найти общий язык и точки соприкосновения — темы, очень важные для театра «Практика». Поэтому у нас идут «Наташина мечта», «Когти в печень», «Расскажи мне про Гренландию». Как услышать поколение, входящее во взрослую жизнь, как повлиять, не сломав, как говорить о важном? Как объяснить, что чужие письма читать нельзя? Сценарий Натальи Рязанцевой и культовый фильм Авербаха «Чужие письма» нужно анализировать именно сегодня, когда изменилось время, а вопросы внутренней культуры и интеллигентности встали так остро».
при участии
пресса
âcme
«Спектакль продолжает курс «Практики» на осмысление поколенческих взаимоотношений и обезоруживает своей прямотой и честностью. Здесь действительно кажется, что прямо сейчас читаешь чужие судьбы, как искренние, только тебе адресованные письма. Душевная близость между учительницей Верой Ивановной и ученицей Зиной Бегунковой множит внутри вопросы о том, как отделить человека от наших идеальных представлений о нем, а искренней привязанности не дать превратиться в манипуляцию. Все эмоции героинь — гнев и разочарование, радость и романтическая окрыленность — выкручены на максимум и захватывают зрителя в вихрь сопереживания». 
Ксения Сластен, Бес Культуры
«Герои находятся так запредельно близко к зрителям, что их эмоции невозможно не считать и не перенять на себя хотя бы их малую часть. Когда Зинка злится на Веру Ивановну, эта злость наполняет собой всю крошечную сцену, как и разочарование и гнев Веры Ивановны в ответ. Незамысловатый по сюжету и совсем недолгий спектакль действительно становится важным исследованием на тему отношений ученика и учителя».
Наталия Алейнова, Театр To Go
«Чтение чужих писем запускает процесс, который уже не остановить: в отношениях учительницы и ученицы исчезает дистанция, взрослая женщина начинает себя неуютно чувствовать в обществе юной девушки, а порой просто не может поставить её на место. Зина из гостьи дома превращается в абьюзера и утрачивает последние признаки порядочности. Актрисы очень точно передают состояние своих героинь: Вероника Вернадская — растерянность и слабость Веры Ивановны, Светлана Николаева — напористость, наглость и беспардонность Зины. Эта история отражает конфликт поколений и обнажает незащищённость педагога от ученика, который, взрослея, прёт как танк, сметая всё на своём пути. Здесь оба несчастны, оба разбиты, оба повержены. Здесь больше вопросов, чем ответов, здесь одному не хватает воспитания и цивилизованности, в второму — скорости восприятия меняющегося мира. Пройдёт время, жизнь всё расставит по своим местам, но обе героини запомнят этот урок».
Олег Лапшин, театральный блогер
Очень редко так бывает, что вот только сентябрь, а уже очень интересный новичок на подмостках. <...> После «Чужих писем» в театре «Практика» все подходили друг к другу исключительно с одним вопросом: «А что это за девочка играет Зину Бегункову?» — Я тоже спрашивал, потому что девочка естественная, как кошка, как будто из роддома прямо на сцену, отлично владеет голосом, глазами может многое сыграть. Да и образ делает непростой. Если в культовом фильме Авербаха Зина была метафизическим могильщиком интеллигенции, то здесь то ли трудное детство развило способности к манипуляции до совершенства, то ли родилась уже в белом пальто, знающая как именно всем себя вести.