практика : мороз, красный нос
Мороз, Красный нос
Камерная опера как новый взгляд на классический текст Некрасова
Мороз, Красный нос
16
Основная и Малая сцены Большой Козихинский пер., 30
1 час 30 минут
Камерная опера «Мороз, Красный нос» возникла на стыке променад-театра и новой академической музыки. 

Специально для театра «Практика» композитор Алексей Сюмак создал по мотивам поэмы Некрасова современную оперу с драматической актрисой и вокальным ансамблем. История женщины, переживающей разлуку с супругом и боль одиночества, в партитуре становится частью волшебного сна, который переносит действие из бытового измерения в вечное.

Марина Брусникина сбивает с классического текста штампы школьного восприятия. В её спектакле раскрывается подлинная глубина поэмы о красоте души и трагической силе русской женщины. Воспоминания героини оборачиваются фантастическим путешествием по целой жизни, увиденной будто бы в отражении сверкающего снежного покрова.
 
В дни показа оперы «Мороз, Красный нос» театр преображается — всё пространство, включая фойе, гардероб и зрительные залы, претерпевает удивительную метаморфозу. Художница Ксения Перетрухина превратила лаконичные интерьеры «Практики» в настоящий лес, полный звуков, бликов и запаха древесины. Передвигаясь по нему, зрители становятся соучастниками происходящего — сложносочиненной цепи драматических, визуальных и музыкальных образов, складывающихся во взрослую, чувственную историю о женской судьбе.
 
«Мороз, Красный нос» вошёл в лонг-лист российской национальной театральной премии «Золотая маска» в 2021 году и стал участником программы Russian Case-2021.

В январе 2024 года после долгого перерыва спектакль возвращается в репертуар с новой исполнительницей. Теперь главную роль в составе с Яной Енжаевой будет играть Алина Рачковская.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Автор
Николай Некрасов
Композитор
Музыкальный руководитель
художник по костюмам
Художник по свету
Хореограф
Вера Приклонская
ансамбль «ПрАКТика»
_______________________________________________________________________________________________
аккордеон
София Володина
скрипка
Нелли Ефимова
виолончель
Мария Петунина
ударные
Прасковья Тынянских
Майя Журютина
флейта
Елисавета Ленкина
фортепьяно
Софья Исрафилова
контрабас
Мария Магиева
вокальный ансамбль
Екатерина Палагина
Ольга Талышева
Ольга Власова
Татьяна Бикмухаметова
Валерия Куприянова
Евгения Данильченко
/
Мария Деева
дети
София Скорик
Оливия Квятковская
Арина Кот
Варвара Сюмак
Поработать с этим текстом было моей мечтой на протяжении долгих лет. Брусникину очень нравилась моя идея сделать из этого текста камерную оперу. Он посоветовался с Теодором Курентзисом, который предложил нам поработать с Лешей Сюмаком. От задумки до воплощения прошло время, не стало Димы. Кто бы мог подумать, что так совпадет мое ощущение материала с тем, что произошло в моей жизни. И что так заработают смыслы, которые рождает во мне этот текст.
при участии
пресса
Надежда Травина, Ваш досуг
Удивительно, но до Алексея Сюмака никто из композиторов ни в XX веке, ни сейчас не осмелился взять поэму Некрасова и переложить ее на музыку (возможно, отталкивало «неактуальное» содержание текста?) Будучи таким образом первопроходцем, Сюмак написал чрезвычайно сложную для исполнения партитуру, которую невозможно воспроизвести с ходу или после двух-трех репетиций. Впрочем, с подобной изощренной нотописью могут справиться лишь настоящие профессионалы в области современной вокальной музыки как худрук ансамбля «Практика» Ольга Власова, сумевшая за столь короткий срок блестяще подготовить своих подопечных.
Дарья Андреева, Сноб.
Марина Брусникина намеренно уходит от традиционного толкования этой поэмы. В центре ее спектакля по-прежнему женщина, страждущая, одинокая и скорбящая. Но не дородная крестьянка, которая «коня на скаку остановит», не ее тяжелая трудовая участь, а просто женщина, потерявшая мужа и переживающая свое горе. Поэтому на первый план выходят не героизм и самопожертвование, а преодоление боли, столкновение со смертью лицом к лицу, попытка найти выход и в конечном итоге блуждание по лабиринтам собственного подсознания, ведущее к смерти.
Марина Гайкович, Независимая газета
«Мороз, Красный нос» — спектакль-путешествие: начинается он буквально с вешалки – там же и заканчивается. В гардеробе — деревянный настил и стволы деревьев, чуть слышный звук тамтама постепенно разрастается и наполняет фойе, волна от ударов посоха по дощатому полу дрожью пробегает по телу. Маленькие девочки в голубом (его оттенки выбрал для всех участников спектакля художник по костюмам Алексей Лобанов) просят зрителей согреть руки – морозно в этом лесу. Музыкальное пространство звенит колокольчиками, наполняется чуть слышными наигрышами свистульки, протяжными стонами аккордеона, резко «гудит» контрабасом, создавая атмосферу морозного леса — и, возможно, оцепенения, застывших слез, по Шуберту.
Владимир Зисман, rewizor.ru
Экспрессивно-надрывный декламационный монолог Дарьи «Я ль не молила Царицу Небесную» фантастически рифмовался с одним из самых ярких музыкальных фрагментов оперы — сценой полусна, полузабытья, плача Дарьи после смерти мужа. Это совершенно самостоятельный номер, фактический эквивалент того, что в классической опере называлось бы арией. Впрочем, его можно было бы назвать дуэтом Дарьи с аккордеоном, поскольку аккордеон в этой ситуации был не аккомпанирующим инструментом, а равноценным элементом, частью вокала. 
Вадим Рутковский, CoolConnections
В те часы, когда театральные залы спят, ожидая вечерних посетителей, такой тканью скрыты все кресла; Перетрухина словно открывает зрительским взглядам деталь, забытую капельдинерами. Убирает четвёртую стену — и границу между синонимичным смерти сном и зыбкой театральной явью. Финал спектакля играется уже в малом зале, без кресел, вокруг ледяного кургана в ожерелье из «русской народной» посуды (я бы сочинил тут про связь художественного мира «Мороза» с Россией из спектаклей Николая Коляды, но знаю, что Ксения видела только один, не самый показательный спектакль Николая Владимировича) — точной, страшной и восхитительной материализации заколдованного сна героини.