Пограничное состояние
ПРЕМЬЕРА / Vaba Lava (Эстония) и Мастерская Брусникина (Москва) на основной сцене театра «Практика»
Пограничное состояние
18
Театр «Практика», основная сцена
1 час 40 минут
Госграница по реке Нарве (или Нарове) между двумя городами прошла в 1992 году. До распада СССР Ивангород и Нарва были едва ли не одним целым — с общими водопроводом, транспортной системой, рабочими местами. Сейчас два города, главными достопримечательностями в которых остаются две крепости, ходят друг к другу в гости по мосту с названием «Дружба». Меняется геополитическая обстановка в мире, меняются отношения между странами. 

Как отражаются перемены на жителях приграничных городов — тема, которую раскрывает спектакль с помощью инструментария документального театра. Актеры двух театральных трупп, российской и эстонской, взяли интервью у местных жителей: их истории стали драматургией спектакля. 

Этот документальный спектакль — часть программы нарвского театрального центра Vaba Lava, которую на протяжении двух сезонов (2019/2020 и 2020/2021) курирует литовский прозаик, драматург, киносценарист, режиссёр Марюс Ивашкявичюс. В фокусе программы «Люди переломного периода» — судьбы проживающих с 1989 года в странах Балтии, России, Белоруссии, Украины.

Премьера спектакля в Москве состоялась 9 и 10 ноября в рамках Международного фестиваля-мастерской имени Дмитрия Брусникина BRUSFEST

masterbrus.com

Видео: Алексей Златолинский
драматург
Инна Книрк
Видеохудожник
Художник по свету
Композитор
Дмитрий Вихорнов
Исполнительный продюсер
в ролях
Алиса КретоваАнастасия Великородная
Денис Ясик
Дарья Ворохобко
Алексей Жеребцов
Сергей Фишер
драматург
Инна Книрк
«Нам казалось, что история города, разделенного в какой-то момент государственной границей, по определению наполнена человеческими трагедиями. Но чем больше мы общались с жителями Ивангорода и Нарвы, тем яснее нам становилось, что вопросы, связанные с госграницей, не столь существенны. Для многих жителей ее пересечение — повседневный ритуал. По-настоящему значимые и судьбоносные границы, на которых мы и сосредоточились, проходят глубоко внутри каждого человека. Старшее поколение ностальгирует по прошлому. Поколение среднее старается найти своё «настоящее», путаясь в стереотипах и чужих мнениях. Но есть то, что важно для всех, независимо от гражданства: достижения и упущенные возможности, желание лучшего для себя и своих близких, тревоги, связанные с будущим своих государств, горести и радости».
при участии
пресса
Журнал «Театрал»
Исследовательский спектакль становится двухчасовым погружением в особенности местной жизни, а «пограничное состояние» — метафорой «положения между»: между Россией и Европой, прошлым и настоящим, обидой и примирение.
Петербургский театральный журнал
«Пограничное состояние» состоит из вербатимов, речи реальных людей, жителей Нарвы и Ивангорода. Обработкой материала занималась драматург Инна Книрк. В объектив спектакля попали русскоязычные жители обоих городов, с их проблемами, речью и смутной идентичностью.
Смешанная и неточная идентичность — главный объект исследования спектакля. Этим ощущением полны не только герои, но и молодые артисты Мастерской Брусникина: их прямой речью начинается спектакль, она возникает по ходу действия, и становится понятно, насколько человек сегодня неустойчив и в большом городе («В Москве жить можно только ночью, когда никого нет»), и в своей стране («Последние годы тяжелее любить российское государство»), и в собственной судьбе («К детям я пока не готова»).
Приграничные города становятся точным местом для исследования такого состояния. Здесь разлом СССР стал важнейшим событием, с которым люди не обжились до сих пор, лелея имперские идеалы. Русскоязычные граждане России и Эстонии живут в сложном мире, где геополитика причудлива, прошлое переплетается с настоящим, а настоящее смутно.