Толстой-Столыпин. Частная переписка
Постановка Владимира Мирзоева о споре Льва Толстого и Петра Столыпина. Спектакль Театра.doc стал новым резидентом Театра «Практика»
Толстой-Столыпин. Частная переписка
18
Основная сцена
1 час 45 минут
Ольга Михайлова, драматург: «Столыпин и Толстой были между собой родственниками. В эту семью входил и Лермонтов. Вообще в девятнадцатом веке все друг другу кем-то приходились. Об этом узнаешь, стоит только начать читать документы. И тут же убеждаешься, что ни классовое происхождение, ни даже кровно-родственные связи не делают людей единомышленниками. А что делает? На этот вопрос в пьесе нет ответа. Пьеса про то, как заспорили между собой два человека, по происхождению помещики-крепостники, а по сути два таланта, больше всего озабоченные судьбой России. Оба были убеждены, что знают, как спасти страну от революции. Один из них оказался прав. Но как это чаще всего бывает – правого никто не желал слушать. И случилось то, что случилось.
Как замечательно мы все умеем спорить. А уж если заспорили Лев Николаевич с Петром Аркадьевичем… Только смерть может оборвать такой спор.
Пьесу заказал Пензенский драматический театр. Значит, они тоже озабочены Российским выбором дороги, думают и волнуются так же, как сто лет назад переживали о нашем будущем Столыпин и Толстой».
Драматург
Ольга Михайлова
Режиссёр
Владимир Мирзоев
Художник
Сергей Тырышкин
В ролях
Захар Хунгуреев
Арман Хачатрян
Ирина Вилкова
Анна Осипова
Ольга Лапшина
Евгений Буслаков
Павел Шишлянников
Автор фото
Татьяна Соколова
пресса
musecube
Чудесное свойство у спектакля: не являясь ни в коем случае притчей, он, тем не менее, освобождает проблему от специфических примет времени, показывая суть ее будущим поколениям. Главная мысль и вовсе на поверхности: в пламенных спорах о народном благе народ — преимущественно топливо.
Москва 24
Письма Льва Толстого и Петра Столыпина легли в основу спектакля «Толстой - Столыпин. Частная переписка». Один мечтает о царствие Божием на земле, другой - о правовом государстве. Постановка актуальна и сегодня. Спектакль поставил Владимир Мирзоев по пьесе Ольги Михайловой, которая перечитала собрание сочинений Льва Николаевича, чтобы найти нужный сюжет для иллюстрации этой «беседы в письмах».
Ваш досуг
Режиссер Владимир Мирзоев поставил пьесу драматурга Ольги Михайловой по частной переписке Льва Толстого и Петра Столыпина. Тема эпистолярных бесед актуальная — судьбы русского народа. Однако «чтением по ролям» дело не ограничивается, и в пьесе, и в спектакле нашлось место судебной драме. Другой вопрос, что история о крестьянке, зарубившей свёкра топором, — только повод для переписки государственных умов.
TimeOut
Мирзоеву удалось борьбу идей и уголовную драму вплести в яркое театральное действо, откровенная ироничность которого отнюдь не отменяет острой актуальности поднятых тем. Все решено через точно выстроенные и смачно сыгранные характеры: самозабвенно витийствующий Толстой — Захар Хунгуреев, культивирующий мужественный прагматизм Столыпин — Арман Хачатрян, романтичный адвокат-народник Яншин — Евгений Буслаков, исполненная здравого скепсиса всеобщая нянька Федосья — Ольга Лапшина, и сильная, ничего не боящаяся, всему знающая цену зрелая баба Мария — Ирина Вилкова. В «Театре.doc» принято не играть. А тут сыграли, и сыграли здорово.
Ведомости
«Власть тьмы» была написана Львом Толстым в 1886 году, и журналист Гиляровский откликнулся на ее появление стихотворным экспромтом, который тут же стал крылатым: «В России две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти». Спустя 127 лет драматург Ольга Михайлова сочинила пьесу сразу о двух национальных напастях.
Афиша
В структуре тяжеловесной пьесы Ольги Михайловой заключена емкая и жутковатая метафора, раскрывающая несостоятельность всякого дуализма: даны две полярные позиции (Толстой и Столыпин), два параллельных сюжета (интеллектуальная переписка и расследование убийства), два варианта ответа на вопрос о виновности крестьянки (виновна и невиновна) — и ничего из этого не сходится. С шокирующей реальностью развязки коррелирует разве что некая неозвученная позиция, несыгранный сюжет и непредложенный вариант ответа, нечто среднее между инь и ян. И все это из области аномального, чего-то неформулируемого и оттого страшного. Во всяком случае, именно эту бездну обнаруживает в тексте Мирзоев: спектакль получился о пропасти между реальностью и ее интерпретацией. Мастерски выдержав динамику всего действия на повышение, заведя персонажей в логический и эмоциональный тупик, он сводит их в тихом и почти безмолвном финале.