Хорошему впечатлению нужно дать время созреть. Из легкой, приятной радости, как после удачной посиделки с друзьями, впечатления от спектакля театра Практика «Хорошо, что я такой» вырастает, меняя акценты с «хорошо» сначала на «Я», потом обратно, к «хорошо, что Я», или просто «хороший Я», а затем уже и к более сложному и более глубоко приятному «такой», и наконец, цветок расцвёл — «Я — такой, и это хорошо!»
Спектакль «Хорошо, что я такой состоит из трёх сказок, с прологом и эпилогом. И вот возникает вопрос: о чем сам спектакль? То есть, можно сказать, о чем сказки, хотя и это не так просто сделать. Но о чем сам спектакль? Конечно, он о человеке, о том, как порой нелегко быть собой, или даже просто — быть. Потому что быть, в собственном смысле, это и есть — быть собой. И тут же всплывает вопрос: а кто я? Но что говорит сам спектакль, чтобы поговорить о человеке? И вот уже мы, сами того не заметив, оказываемся героями пролога. Взрослыми. Которые задают слишком много вопросов о разных вещах, но совсем не всегда о том, о чем нужно.
По просьбе актера мы смотрим друг на друга. Это очень трудно. Мы привыкли, спектакль — это дело между нами и действием на сцене. Сосед же по ряду не учитывается, он анонимен, он как бы и не совсем человек. Я смотрю на соседку, и у меня сводит шею, так трудно повернуться — а вдруг я тоже не совсем человек для неё…? Смотрюсь как в зеркало — то же выражение неуверенности и по-актёрски слабо выраженного вежливого безразличия.
И вот я, взрослый, вроде точно, взрослый, начинаю слушать сказки.
Есть сказка о бездомной собаке по кличке Одиссей. Мы знаем гомеровского Одиссея, который много лет возвращался домой. У него был дом. Но куда путешествовать, куда вернуться, если у тебя нет дома? По определению. Ты — бездомная собака. Может ли бездомная, как будто уже по природе, собака стать домашней? Может! Если помнить, что твоя бездомность, это не домик улитки, который носишь с собой, что ты - Собака Одиссей, и это звучит… хорошо!
Вторая сказка о гепарде, который так мал и даже труслив, что не может быстро бегать, что даже имени, достойного гепарда, у него нет, а так, какая-то невразумительная половинка. Неужели есть кто-то, кто может помочь ГЕПАРДУ?! Если уж он сам себе не может помочь… На свете много странных существ. Есть такая странность - летучая мышь. Она - ни то ни се. Даже не мышь. Но… она летучая! Она летает. Ее трепетный, ночной, неровный полёт помогает гепарду обрести силу и скорость, и уверенность в ногах. И в душе.
Я думаю, что спектакль «Хорошо, что я такой» — о сказочнике. Очень важно не только что рассказывается, но кто рассказывает, кому и с чем. Мы знаем Оле Лукойе с его зонтиками — многоцветным и чёрным. Такой сказочник-судья, который уполномочен раскрывать разные зонтики над разными детьми и посылать им сны-воздаяния. Есть сказочники, как Златопуст Локонс в «Гарри Поттере», который рассказывает о себе небылицы, эдакий нарцисс. Бывают сказочники, которые рассказывают страшные сказки, чтобы заворожить нас и съесть… не будем о них.
Сказочники в спектакле — это друзья и собеседники. Они приглашают к своим сказкам, немного неуверенно в себе (как всякий живой человек), немного навязчиво (иногда так нужно), заботливо, талантливо и очень красиво! Их персонажи так красивы, как может быть красив каждый, как красив каждый человек, и внешне, и в душе, когда он такой, какой он есть. Как все. И как только он.
Последняя сказка — философская. Если первая рассказана больше словом, вторая — музыкой, то эта сказка рассказана словом и телом. Как миф, который можно рассказать, а можно рассмотреть в узоре индейского ковра. Она о яблоне, или о самопожертвовании, или о любви, которая утверждает жизнь. Не люблю спойлеры.
И есть у спектакля эпилог. Он начинается в зале театра, продолжается на лестнице, на улице, дома… короче, он не заканчивается. Этот эпилог — сказка, которую рассказывает зритель о себе, себе, другим, о них и о себе, о том, кто Я, и как хорошо, что я есть.
Мне хочется поделиться этим радостным, хорошим чувством — каждый из нас может быть сказочником, рассказчиком, сказителем собственной уникальной жизни. Хотя актеры спектакля «Хорошо, что я такой» сделают это лучше. А ещё и научат тех, кто хочет слышать.