практика : журнал : «практика будущего»: проект «lorem ipsum» под кураторством дмитрия волкострелова и ксении перетрухиной
«Практика будущего»: проект «Lorem Ipsum» под кураторством Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной
О режиссёре Дмитрии Волкострелове
10.04.2020
Сегодня в рубрике «Практика будущего», посвященной нашим ближайшим премьерам, продолжаем рассказывать о проекте «Lorem Ipsum» под кураторством Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной.
Дмитрия Волкострелова, создателя театра POST, а с недавних пор — худрука Центра имени Вс. Мейерхольда, без преувеличения можно назвать одной из ключевых фигур современного отечественного театра. Выпускник Петербургской театральной академии, ученик Льва Додина, Волкострелов пошел по пути радикального эксперимента, вне традиции театра переживания, отказавшись от образности и метафоричности, придерживаясь принципов минимализма и идей, сформулированных манифесте кинематографистов «Догма-95». В этом театре был важен текст, он звучал, но не разыгрывался, актеры существовали в нейтральной манере, оставаясь собой, исполнителями, но не персонажами. Для такого театра нужна была соответствующая драматургия, сосредоточенная не на рассказывании историй, а выхватывающая фрагменты реальности из потока жизни. Так главным автором Волкострелова стал Павел Пряжко с его пристальным вниманием к обычному, повседневному — почти каждая пьеса белорусского драматурга становится строчкой в репертуаре петербургского театра POST. Все началось с «Запертой двери» и «Хозяина кофейни» Пряжко, с «Июля» Вырыпаева — тогда о Волкострелове заговорили, его имя стало появляться на афишах фестивалей.

Волкострелов экспериментировал с границами театра, с самим понятием спектакля — «Я свободен» состоял нескольких сотен фотографий и подписей, «Солдат» в театре.Doc шел семь минут, а обсуждения со зрителями по полтора часа. Художественные ориентиры Волкострелов находил не столько в существующем театре, сколько в современном искусстве — чтобы установить новые отношения со зрителем, изменить архитектуру спектакля требовалось другое пространство: спектакли режиссера гармонично вписываются в галерейные, выставочные интерьеры.

Один из самых масштабных проектов Волкострелова (совместно с Семеном Александровским и Александром Вартановым) — спектакль Shoot/Get treasure/Repeat по произведениям Марка Равенхилла — обладал свойствами многосоставной инсталляции и имел подзаголовок «музей 16 пьес». Можно было свободно (или по одному из предложенных маршрутов) перемещаться по залам, складывая отдельные эпизоды в целое у себя в голове.

Свобода и активное сотрудничество со зрителем — один из важных принципов театра Волкострелова: в «Хорошо темперированных грамотах», недавно показанных на «Золотой маске», двенадцать зрителей становились актерами, читавшими тексты со сцены. Работая здесь и сейчас с собственной памятью на глазах у других людей, зритель получал уникальный опыт и прямое влияние на художественный результат.
Когда-то именно новая драматургия стала отправной точкой для театра POST, и практически каждый год Волкострелов представлял новый текст Пряжко на фестивале «Любимовка».

Несколько лет назад вместе с соратниками он придумал для фестиваля программу Fringe, где читали тексты, способные дать импульс театру будущего: именно там родилась идея проекта Lorem Ipsum по тексту Екатерины Августеняк.