практика : журнал : театрал: кросс-жанровая практика
Театрал: кросс-жанровая практика
21.07.2023
Делимся подборкой из пяти неформатных спектаклей нашего театра. Среди них – «Мама, я в Москве»:
Жанр автофикшн, один из самых популярных сейчас в литературе, делает первые шаги на сцене. Актриса один на один с залом говорит о себе, о своих отношениях с Москвой и с Казанью – и делает это со сверхновой искренностью. Тут есть и юмор, и лирика, и ни на что не похожий театральный опыт.

Автор и исполнительница Дина Губайдуллина:

– Когда был локдаун, я выкладывала в соцсеть свои рассказы. И после большого поста про детей, которым я преподавала актерское мастерство, мне написал Лёша Золотовицкий. Предложил мои тексты поставить и объединить темой человека из провинции, который приезжает в большой город. Все истории компоновались, докручивались специально для спектакля. Поэтому зазор между мной и лирической героиней, конечно, есть. Но небольшой. Вообще это автофикшн. Поток мыслей – о детстве в Казани и взрослой жизни в Москве.

Один день в мегаполисе

Сначала я очень долго читала вслух, а Лёша слушал, чтобы понять, что звучит трогательно и смешно, а что не очень работает. Было несколько вариантов структуры, и в итоге мы нашли сюжет, все объединяющий, – один день из жизни миллениала. День из жизни девушки, начинающей актрисы. Поэтому есть сцены кастингов в кино, в спектакль, сцены работы с детьми, неудачных свиданий... Это такая «Одиссея», в которой герой пытается найти дом, вернуться домой, но путешествует по мегаполису. А вообще это похоже на сериал «Дрянь» про миллениалку из Лондона.

Москва и «мультики»

Мы отталкивались то того, что моя героиня попадает в Москву, как Алиса – в страну чудес. И «мультики» – персонажи, с которыми я играю – они фантасмагоричные. Но связаны не с Кэрроллом, а с разными жанрами и стилями комиксов. Если в текстах – реальные люди, то в анимации – «монстры», как в «Одиссее», которых Улиссу надо пройти. Один парень выглядит, как печальная лужа, а другой ходит с сердечком вместо головы... Мне очень нравилось, когда Леша с Ашотом, видеохудожником, придумывали вместе решения и тут же вспоминали, на какой комикс это похоже. Я не знаток – и просто говорила: «Ну, наверно…» – но с тех пор погрузилась в жанр. 

Москва и проблемы

Поиск себя – это вообще основная тема. Как найти себя в мире, который постоянно меняется, тем более сейчас, тем более в Москве – большом, динамичной и безразличном городе? Как найти того, кто тебе близок? Проблемы с самореализацией, с поиском отношений – всё это подается через личный опыт, через специфический, сугубо субъективный взгляд на вещи. И анимация – она же придумывалась вслед за текстом – тоже говорит, иногда «кричит» и пытается достучаться до людей. Например, когда речь идет о харрасменте или о девочке, которой сложно общаться, – и на весь экран много-много раз выводится фраза «проблемы с социализацией». 

Москва и провинция

Есть два времени в спектакле: московское настоящее и прошлое – вспоминания про Татарстан и «мусульманский мир», про разность культур и многонациональную страну. Про «багаж», который я приобрела в Казани, и с которым сейчас живу в Москве. И как это совместить: традиционный бэкграунд – с амбициями, целями и взглядами на жизнь современной девушки?

Москва – это город стремлений, безостановочного движения и скорости. Мне нравится, что здесь всегда можно затеряться. Из-за масштабов, из-за очень большого числа людей никто на тебя особо не обращает внимания – и в этом плане ты чувствуешь себя гораздо свободнее, чем в провинции. Казань – город вроде мусульманский, а вроде и православный, сейчас он очень современный и развитый, но при этом там, скорее, традиционные взгляды на жизнь. Татары и русские вместе существуют – это всё перемешано в одном человеке и в одной стране.

Полный текст – по ссылке