практика : журнал : интервью марины брусникиной на снобе
Интервью Марины Брусникиной на Снобе
30.01.2024
Делимся отрывком из большого интервью художественного руководителя «Практики» Марины Брусникиной о работе со студентами, открытии новых талантов и премьерах в нашем театре.
В небольшом театре «Практика», которым вы руководите, выходит одна премьера за другой, причем среди режиссеров и артистов много молодых людей, чьи имена неизвестны широкой публике. Как вы подходите к отбору проектов и формированию репертуара?

«Практика» — экспериментальная площадка, для нее ищешь материал, цепляющий остротой, парадоксальностью и неожиданностью. В этом пространстве встречаются абсолютно разные команды с непохожими способами творческого самовыражения, и зритель готов их принять такими, какие они есть. Новые имена я ищу повсюду. Мне важно знать, что происходит в литературе, поэтому я согласилась участвовать ридером конкурса «Большая книга», прочитала кучу толстых романов. Пул интересных режиссеров собирается на лабораториях, где я подмечаю удачные эскизы, и, конечно, из советов — моего заместителя, Юры Квятковского, который в курсе всего нового и интересного в театре, и Павла Руднева, который много ездит по стране и следит за талантливыми именами. 

Вместе с Павлом Рудневым вы курируете в МХТ имени Чехова проект «Артхаб» — серию режиссерских лабораторий по современной драматургии. В чем их ценность?

Проекту «Артхаб» уже два года, он помогает открывать новых режиссеров, демонстрирует их потенциал. По условиям, каждую лабораторию составляют 5 эскизов, и как минимум один из них дорабатывается до спектакля в Художественном театре. Но из всех заявок может быть больше одной удачной, к тому же мы с другими отборщиками не обязательно совпадаем в суждениях. Некоторым успешно проявившим себя режиссерам я предлагаю доработать эскиз до спектакля в «Практике», за другими начинаю следить. Интуиция помогает разглядеть тех, кто совсем скоро станет востребованным, за таких я стараюсь хвататься. Например, в этом сезоне я пригласила в «Практику» Филиппа Шкаева со спектаклем «Тристан» — на «Артхабе» эскиз не получил поддержки, но я же понимаю, что мало режиссеров, способных так свободно хулиганить. Еще удалось перехватить Арсения Мещерякова — его спектакль «Дни нашей жизни» мы забрали из репертуара Школы-студии, а весной он выпустит постановку по Мамлееву.

Ваш спектакль «Мороз, Красный нос» возвращается в репертуар «Практики» с новой актрисой, а «Наташина мечта» выезжает на гастроли в Санкт-Петербург, где потребуется адаптация под новое сценическое пространство. Такие события требуют внимательного участия режиссера. Каково вам возвращаться к своим прежним работам, нет ли желания полностью их переделать?

Бывает по-разному. Недавно я пришла в МХТ на сотый показ спектакля «Боюсь стать Колей» и волновалась, что захочу все переделать. Но мне так понравилось! Показалось, что я ставила его в припадке одаренности и сейчас бы так не смогла. Возвращаться к спектаклям стоит, если они нужны сегодня. «Мороз, Красный нос» — современная камерная опера на музыку Алексея Сюмака, где поэма Некрасова звучит по-новому, разбивая представления об этом классическом произведении. В силу обстоятельств мы можем играть ее очень редко, но мне важно ее сохранить. Поэтому на время ремонта «Практики» мы пересобрали этот спектакль в пространстве Музея Москвы. А сейчас исполнительница главной роли Яна Енжаева очень занята на съемках, и я решила сделать редакцию с Алиной Рачковской. С «Наташиной мечтой» история другая: мы очень давно играем этот спектакль, актрисы первого состава уже «выросли» из него и сменились новыми, но у зрителя есть потребность в таком разговоре. История девчонок в жутком переходном возрасте, когда кидает из стороны в сторону и важно найти себя, сильно действует на родителей, приходящих вместе с подростками. Поэтому мы продолжаем его играть, вводим новых артистов и приспосабливаем к гастрольным площадкам.

Полный текст - по ссылке.