практика : журнал : птж: рецензия на спектакль «мамлеев»
ПТЖ: Рецензия на спектакль «Мамлеев»
17.06.2024
Делимся отрывком из большой рецензии Петербургского театрального журнала на премьеру Арсения Мещерякова «Мамлеев»:
Режиссер вместе с композитором Никитой Лозовским, который весь спектакль вживую аккомпанирует на электрогитаре, построил каждую сцену таким образом, что ближе к финалу она как бы взрывается. Содержательно и вместе с тем — музыкально. Финал в этих сюжетах — околосмертельный опыт или мистическое озарение. И чем ближе мы подбираемся к этой черте, тем более нарастает напряжение: больше дыма на сцене, больше контрового ослепляющего света на зрителя и еще больше звука — надо сказать, вполне посюстороннего, даже классического. Гитарные рифы гармоничны, ударные звучат в «нужных» моментах, усиливают содержательный пласт. Местами слышны и ритмы psychedelic rock, и игра с совершенно иными жанрами: например, в новелле «Свидание» герои Таня и Вася, сыгранные Софией Петровой и Даниилом Газизулиным как нелепые шепелявые дети, решают пожениться, за чем следуют Танины раздумья, музыкально отсылающие к народному жанру «плач невесты».

Вернусь к теме комического. В контексте Мамлеева эта категория должна упоминаться с кучей оговорок. В его творчестве вообще важнее смеха и юмора — понятие хохота. Хохот как реакция на страх, хохот как предельное состояние психики. Образ макабрической пляски «на краю смерти» — один из центральных в позднем романе «Мир и хохот», а второе название «Блуждающего времени» звучит как «Время и хохот». Спектакль Арсения Мещерякова точно отражает это состояние сложнообъяснимого ужаса, которое разряжается в безумном хохоте. При этом в «Мамлееве» много юмора чисто театрального — в актерской мимике, интонациях, да и сам внешний вид героев отсылает к какой-то страшной клоунаде. В костюмах Кати Эрдэни эксцентрика блестящих платьев мини соседствует с брутальностью тяжелых курток, прорезиненных комбинезонов и высоких сапог. Некоторые детали намеренно состарены, испачканы, но при этом удивительно аккуратны. Как и визуальный образ всего спектакля — очень рафинированный. На сцене не просто ничего лишнего, а вовсе ничего. Только актеры и музыкальные инструменты.

Есть в спектакле и образы, также смешные, но уже «на грани». Рассказ «Куриная трагедия» о том, как курица слушала свое сердце, а затем осознала собственную смерть, будучи зарезанной хозяевами, сыгран как трагедия, с пародийным вскидыванием рук и должным пафосом восклицаний. В то же время Константин Бобков играет эту курицу буквально, как в актерском упражнении «наблюдение за животными», — с пустым отрешенным взглядом. Сначала смешно — потом пугающе (конечно, сложно не вспомнить тут куротруп из «Шатунов»). Кажется, режиссер в попытке нащупать эту тонкую грань перехода от условно «забавного» (а что, смешная же курица) к чему-то пугающему сумел передать как раз ту контрлогичность, необъяснимость смертельного ужаса. Ведь в мире Мамлеева смерть — это не худшее и не последнее, что может произойти с человеком. Так и Мещеряков разрушает набранный темп сцен в те моменты, которые логически вряд ли можно определить как страшные.

Полный текст — по ссылке