практика : журнал : интервью алексея мартынова для театра to go
Интервью Алексея Мартынова для Театра To Go
24.06.2022
Расскажите, как человек, который изначально не собирался быть даже актером, вдруг становится еще и режиссером?

В спектакле театра «Практика» «Lorem ipsum» у нас была целая режиссерская группа из моих однокурсников. Это пьеса-каталог, она состоит из нескольких маленьких пьес. Я поставил одну из них, но еще раньше я самостоятельно сделал спектакль «Shoot / Get treasure / Repeat».

Расскажите о нем. Почему вы решили обратиться именно к этому материалу?

Я начну издалека. В феврале 2016 года наш мастер Дмитрий Владимирович взял своих студентов-младшекурсников и поехал с ними через всю страну на поезде по Транссибирской магистрали до Владивостока и обратно. С ними поехало большинство моих однокурсников, которые были кураторами младших студентов в этой поездке. Они собирали вербатимы – разговоры пассажиров в поезде. Из них потом родился спектакль «Транссиб», он у нас идет до сих пор.

Кое-кому из нас пришлось остаться в Москве, потому что перед отъездом мастер обратился к Алисе Кретовой, моей однокурснице: «Вот тебе пьеса, поставь ее, пока мы ездим. Выбери на роли, кого хочешь». Алиса выбрала меня и еще троих актеров. Мы впятером остались в Москве, читали пьесу, пробовали найти свой язык. Никто из нас до этого спектаклей никогда не ставил, и мы чувствовали себя котятами, брошенными в пруд. Но для нас это был очень полезный опыт. Дмитрий Владимирович вернулся, посмотрел, что получается, и дал добро. К концу сезона мы выпустили спектакль «Девушки в любви».

Пока мы делали этот спектакль, мы кооперировались, что-то придумывали, предлагали, и я заметил одну вещь – когда ты режиссируешь, у тебя появляется дополнительный груз ответственности. Если ты работаешь внутри процесса, как актер, ты гораздо более беззаботен. Тогда я подумал, что, наверное, никогда не возьмусь за режиссуру, ведь сейчас я могу спокойно предлагать что-то, не задумываясь о последствиях, а так меня это будет сковывать.

Прошло время. Примерно через год мы сидели с Алисой и театральным продюсером Дашей Вернер после спектакля, и они спросили, нет ли у меня на примете материала, который я бы хотел сам поставить? Я ответил, что материал у меня есть: одна из пьес Марка Равенхилла из его проекта «Shoot / Get treasure / Repeat». Эту пьесу мне показали мои друзья, Артур и Тимур Меретуковы. Они сами хотели ее ставить. Это был 2014 год, и пьеса уже тогда резонировала с событиями в мире и нашей стране. Тогда дело почему-то заглохло, но у меня остался экземпляр пьесы, я ее периодически доставал, перечитывал и она нравилась мне все больше и больше. К тому моменту я уже познакомился с Димой Волкостреловым и Семеном Александровским – режиссерами, которые сделали по этим пьесам спектакль в Петербурге, и он номинировался на «Золотую маску». Я попросил у Семена экземпляр пьесы: тогда еще не весь текст был в открытом доступе, и ребята сами переводили на русский некоторые из микропьес Равенхилла. Я прочитал все целиком и подумал: это какой-то невероятный эпос, это стоит поставить. В себе я сильно сомневался, не понимал, какие у меня есть возможности, чтобы это делать, но девочки мне сказали: «Ты только начни, мы тебе поможем». Тогда я определился с тем, какие шесть микропьес я буду ставить и начал подсовывать этот материал своим однокурсникам, думать над распределением ролей. Материал всем понравился, все согласились участвовать, и я предложил каждому сначала самостоятельно поработать с пьесами, а потом устроить общую читку. Когда мы собрались в 2018 году и вместе прочитали материал, то поняли, что всех он волнует.

Лично у меня поначалу не было режиссерской амбиции: я просто радовался, что в этом материале есть работа для всех моих однокурсников. Еще раньше я думал над тем, что мы не должны быть труппой актеров, которая ждет, когда с ними поставят спектакль, а должны сами генерировать идеи, что-то пытаться сделать самостоятельно. И мой постановочный посыл стал как бы продолжением этих мыслей. Мне захотелось собрать моих однокурсников и сделать что-то вместе, в массе, потому что к тому времени мы уже выпустились из института и массовых работ у нас уже не стало. Для меня именно это было первоочередной задачей.

Мы начали репетировать. Спектакль ставился очень долго: он был задуман в 2017 году, а выпустили его мы только осенью 2021-го. За эти годы я задумался серьезно о режиссуре, взглянул на это дело как на профессию и успел поступить в магистратуру в Петербурге в РГИСИ, где сейчас учусь на режиссера.

Какой вы режиссер – авторитарный или склонный к сотворчеству?

Мне пока трудно судить. На данный момент я точно не догматик: у меня есть свое видение, но я учитываю и видение актера – получается что-то между. Я сам актер, но на репетициях стараюсь сторониться такой вещи, как показ, хотя иногда легче показать, чем несколько дней добиваться того, что задумал (смеется).

Почему вы не хотите показывать? Боитесь, что это актера загонит в какие-то рамки?

Хотелось бы все-таки находить силу в словах, в объяснении. Я наблюдал разные типы режиссеров – одни тяготеют к тому, чтобы сыграть за тебя, и тебе ничего не остается, как с него «снимать». Это, на самом деле, тоже хорошее актерское качество, когда ты повторяешь то, что тебе показывают в точности. В этом есть свои плюсы, есть тренинг.

Бывают и другие режиссеры, которые просто накручивают, навешивают какие-то обстоятельства разговорами, а все остальное – твоя внутренняя кухня. Мне лично комфортнее, когда я существую в каком-то рисунке, когда я в нем могу находить свои переходы, краски, нюансы – для меня самое интересное, когда не все придумывают за меня. В этом отношении я пытаюсь действовать также, как эти режиссеры – давать изначальный, но не окончательный рисунок роли, а остальное отдаю на откуп актерам, рассчитывая на их внутреннюю работу. Пусть они сделают, как им удобнее, выгоднее, как они точнее чувствуют. 

Полную версию интервью читайте по ссылке.

Ближайшие спектакли, в которых можно увидеть Алексея Мартынова:

25 июня, 17 июля и 23 августа — «В кольцах»
12 и 14 июля, 29 и 30 августа — «Чапаев и Пустота»