практика : журнал : интервью юрия квятковского для «театрала»
Интервью Юрия Квятковского для «Театрала»
18.10.2024
Юрия Квятковский дал большое интервью про будущие премьеры, работу со студентами и современную культуру для журнала «Театрал». Делимся отрывком! 
– Для «Практики» вы готовите и драматическую премьеру. Спектакль «Правила множества жизней» – это уже история не ностальгическая, а абсолютно современная. Из чего она создавалась?  

– Это сложносочинённый проект, пьесу для которого создал драматург Михаил Дегтярёв, он тоже является участником нашего союза «КПД». Мы, видимо, находимся в том возрасте, когда вокруг нас все люди ищут возможность духовного роста и находят духовные занятия. Жизнь бьёт ключом, но именно в определённый ее момент человек начинает много рефлексировать. Люди сейчас заведены тем, чтобы найти ответы на свои вопросы о мире. Это породило огромное движение ретритов и духовных практик. Главное – понять, насколько это полезно, насколько это душеспасительно, и, соответственно, где бутафория, где шарлатанство, а где действительно польза. Так вот пьеса и наш спектакль – они про людей разных современных профессий, которые приехали в поисках духовного роста на ретриты. Скажем так, это анализ мотивации людей, которые находятся в этом духовном поиске. В нашем сюжете героями становятся пары, которые приехали в особое «целительное» место. И там рождаются всевозможные ситуации, которые могут происходить только в пьесе. 

– Репертуар театра «Практика» в основном и строится на современной драматургии. Но иногда кажется, что современная культура сталкивается в театре со стеной непонимания со стороны зрителя. Как работать с героями маркетологами, тик-токерами и стартаперами так, чтобы доказать зрителю необходимость их присутствия в драме?

– Для меня все, что нас окружает, – это, в общем, почва для драматургии. И если создателям, авторам кажется что-либо уместным, любые термины или темы, значит, пусть делают! Мы же всё равно наши работы делаем про себя. И мы всегда понимаем и всегда находим то, что нам кажется актуальным, интересным. Так что я такой проблемы не вижу. Мне кажется, что это просто вопросы поколенческих поисков. Даже наш спектакль – он про определенное поколение. Я вижу, что люди в данном возрасте все заряжены на вещи, о которых мы рассказываем. Это люди в определенном периоде своей жизни, и надо понимать, что это ситуации, вполне вероятно происходящие с нашими друзьями. На это и расчет: надо найти в современном сюжете знакомые образы из своего окружения. Тем более, что театр «Практика» – это небольшой театр. Тут есть шанс найти свою аудиторию для любого высказывания.

– Знаю, что до конца года в репертуаре театра появится и еще одна ваша премьера – новый вербатим. Расскажете, о чем он? 

– Традиционно в Школе-студии МХАТ есть курс, который называется «Мастерская Брусникина». С нынешним курсом (мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина) мы уже делали работу на их первом курсе, а сейчас грядет второй. И здесь у студентов в программе всегда есть особый семестр, посвященный документальному театру. Наша новая работа – это продолжение спектакля «Это тоже я. Вербатим» и продолжение спектакля «ЧПР», который был сделан предыдущим курсом мастерской. В этот раз в этом вербатиме мы исследуем барахолки и вообще блошиные рынки. Оказалось, что это целая вселенная! И в ней существует огромное количество характеров и персонажей, которые превращаются в такой микрокосмос. Там срез совершенно разных характеров, которые в своем пантеоне отражают действительность этой страны, этого города.

– Что вдохновило вас на создание такой истории? 

– Одна из наших актрис, Маша Лапшина, – любительница посещать подобные места, и я у нее подсмотрел в соцсетях целый калейдоскоп этих персонажей. Они показались мне такими колоритными, что мы теперь целым курсом стали ездить и исследовать эти пространства. Исследование реальности через блошиный рынок... Не знаю, как будет называться работа, но мы готовимся. Мы полгода со студентами ездили по блошиным рынкам и анализировали, кто же там торгует, кто там живет? Как оказалось, это действительно целый мир. Документальный театр, по сути, на сцене позволяет раскрыть очень многое: наблюдения, тексты, – вся технология жанра традиционна. В нем возникает личное общение с героями через их истории, через их судьбы. Это драматургия. И в ней настоящие люди.

Полный текст - по ссылке