Спектакль «Тристан» молодого режиссера Филиппа Шкаева вырос из эскиза лаборатории «АРТХАБ» в МХТ имени Чехова и стал одной из самых заметных премьер сезона в театре «Практика».
Филипп Шкаев уже работал с эстетикой средневекового балагана — в РАМТе его спектакль «Мим» осмыслял историю придворного шута. В этот раз молодой режиссер обращается к совершенно иному по масштабу материалу: за основу постановки берет не современный роман, а средневековую легенду о Тристане и Изольде. Причем, чтобы создать собственную версию в инсценировке, он прочитал сорок её вариантов.
«Вечный сюжет» о принце и его возлюбленной в театре «Практика» обретает современное лицо — режиссер ставит легенду в стилистике «экстремальной комикс-клоунады», снижая градус пафоса и доводя героическую эстетику до абсурда. Жанр спектакля обозначают как «антиэпос» — это значит, что на сцене не будет ни эпических государей, о которых позднее напишет Макиавелли, ни широты вассальных отношений, ни длинных эпических песен. Спектакль «Тристан» — это история не о герое, а о человеке.
Тристан (Константин Бобков) рано лишился родителей и был изгнан из страны. Теперь беглый наследник престола и его друг Гувернал (Микита Воронов) осели в королевстве дяди Марка (Денис Ясик). Они ведут жизнь золотой молодежи — дурачатся, прозябают при дворе в роли почетных развлекателей, вместо доспехов носят футболки и джоггеры, записывают «демки» о детских травмах. Тристан и Гувернал — образец настоящей дружбы: один всегда найдет возможность поддержать другого.
У «антиэпоса» — свой «антигерой». Тристан, чьи «рыцарские» похождения осмысляются в спектакле, — простоватый и немного наивный паренек. На подвиги его толкают вовсе не благородные помыслы, а вполне себе человеческое стремление помочь дяде и банальная жажда выжить. В средневековых легендах герои становятся сильнее, проходя через многочисленные испытания. А в спектакле Шкаева герой, победив великана, богатыря и дракона, погружается в ощущение потерянности и отчужденности.