практика : журнал : марина брусникина и юрий квятковский приняли участие в пресс-конференции проекта «знание»
Марина Брусникина и Юрий Квятковский приняли участие в пресс-конференции проекта «Знание»
04.07.2022
В Москве подвели итоги всероссийского конкурса «Знание.Театр», который проходил в партнёрстве с «Практикой». Жюри признало лучшей просветительской пьесой для молодежи текст Гульнары Искалиевой из Астрахани «Трудный экзамен» — историю о том, как важно расширять кругозор и стремиться к знаниям в самых разных сферах. Спектакль этому тексту на одной из московских сцен поставит режиссёр «Практики» Юрий Квятковский. 
Премьерой «Трудного экзамена» в сентябре откроется большой театральный фестиваль Российского общества «Знание». В его программу войдут лекции, мастер-классы и круглые столы от ведущих театральных деятелей России, а также читки ещё трёх пьес, особо отмеченных жюри конкурса:
 
· «Умные линзы» Юлии Бочаровой (Москва)
· «Ноябрьский зов» Марии Малухиной (Москва)
· «Фабрика» Натальи Ключаревой (Ярославль)
 
В пресс-конференции, на которой были названы пьесы-победительницы, приняли участие члены жюри конкурса — художественный руководитель «Практики» Марина Брусникина, режиссёр Юрий Квятковский и театральный критик Павел Руднев.


 
Марина Брусникина, режиссёр, художественный руководитель театра «Практика»: 

🗣 «Для меня главным критерием было умение автора передать самое сложное в подростковом возрасте — острое ощущение собственного несовершенства, неидеальности мира и невозможности соединить себя с ним. Поэтому мы отмечали драматургов, которые это понимают и пытаются говорить с людьми подрастающего возраста честно, мудро и с уважением, не отрицая личности ребёнка. Попытка соединить мир взрослых с миром детей и наладить контакт — для меня главный критерий. 

Поскольку проект «Знание» направлен на поиск диалога, мы были рады принимать в нём участие. Тем более, «Практика» работает с современными текстами и постоянно находится в поиске материала, отражающего нашу реальность. Когда мы говорим с молодыми людьми, не обойдёшься одной классикой. Поэтому так важно, что конкурс выбрал область современных текстов и проблем, связаных с молодёжью».




Юрий Квятковский, режиссёр:

🗣 «Любой непрофессионал — это неоткрытое имя. Преподавая в школе-студии МХАТ, мы занимаемся с молодыми студентами, пытаясь превратить их в профессионалов, то есть открываем новые имена. С драматургами процесс тот же: на протяжении какого-то времени мы работаем с текстами, пытаемся разглядеть зерно, темы, драматургические ключи. 

Свои последние спектакли я ставил в непосредственном соавторстве с драматургом, который ходил на репетиции и в процессе работы правил тексты. Тенденция включения автора в команду создателей спектакля возникла недавно, но я уже не представляю другой процессуальности в репетиции, мне уже нужен рядом живой драматург».



Павел Руднев, театровед, театральный критик:

🗣 «В конкурсных пьесах драматурги рассказывали о проблемах, которые волнуют их лично и общество в целом. Наиболее востребованными были темы беспокойства за будущее и за детей, вопросы охраны детства и особенно подростков, которые часто мучаются под диктатом репрессивности взрослых. Отмечалось желание защитить ребёнка, потому что это наименее уязвимый человеческий возраст. 
 
В пьесах Гульнары Искалиевой и Юлии Бочаровой появлялись абсурдистские сюжеты. В «Трудном экзамене» взрослый всерьёз рассуждает, как бы залезть в голову ребёнка и изучить состояние его мозга. А «Умные линзы» начинаются со сцены разговора подростка с психологом: они мило беседуют, но психолог не замечает ножа в спине главного героя, то есть абсолютно не понимает центральную проблему пьесы. Любопытен и текст Натальи Ключарёвой «Фабрика», построенный на свидетельствах работниц ярославской фабрики «Красный перекоп». На его примере видно, что внедрение в сочинённый материал документального свидетельства рабочего человека оказывается ценным и важным».

Конкурс «Знание.Театр» проводился Российским обществом «Знание» с 18 апреля по 30 мая при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства культуры РФ, а также Министерства науки и высшего образования РФ. Для участия в конкурсе принимались оригинальные, ранее не поставленные на сцене пьесы на русском языке авторов старше 15 лет. Партнером проекта выступал театр «Практика».