практика : журнал : бинарный биотеатр — резидент «практики»
БИНАРНЫЙ БИОТЕАТР — РЕЗИДЕНТ «ПРАКТИКИ»
20.03.2023
В сезоне 2022/2023 в числе резидентов «Практики» появились три новых театра. Рассказываем про Бинарный Биотеатр Василия Березина, премьеру которого ждём в апреле.
Бинарный Биотеатр возник в 2017 году. Это труппа единомышленников, которые создают в пространстве театра свою «биографию», платформа для молодых художников, артистов и режиссеров, готовых привносить новое в искусство. 
 
Создатель, художественный руководитель и главный режиссёр Биотеатра — Василий Березин, молодой режиссёр, выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова на режиссерском факультете ГИТИСа. Помимо театра Березин занимается созданием и вольным размещением выставок в найденных пространствах. Работу Биотеатра он характеризует так: «Наш авангард — это стремление делать без необходимости быть понятыми всеми, в этом зарождается бинарность».
 
В труппе есть люди как с актёрским образованием, так и без него. Позиция театра — «главное, чтобы человек был хороший и имел потребность оказаться на сцене». 
 
В Биотеатр входит Бинарный оркестр — около 90 человек, исполняющих музыку на разных инструментах и работающих с композиторами из разных точек мира. Оркестр планирует выпуск авангардного неоакадемического альбома, проводит оперные и классические концерты. 
 
Биотеатр плотно сотрудничает с художниками. «Это неотъемлемая часть нашего мира, нам важно создавать искусство на стенах, в пространстве без актёров, именно отдавать сцену художникам», — комментирует Василий Березин. 
 
В репертуар Биотеатра входят спектакли-эксперименты, очень разные по жанру и содержанию, но всегда исследующие границы и возможности современного театра: 

· «Эволюция» — проект Василия Березина по возрождению Анатомического театра. Размышление о развитии землян от древнегреческой цивилизации до нашего времени. 
· «Уроды» — документирование биографии, пятичасовой эпос о жизни. Воплощение не осуществленной когда-то мечты «подобранных» на улице пожилых людей поставить спектакль о себе. Проект работал как выставка — заплатив за вход, зрители могли зайти и выйти в любой момент. 
· «Богадельня» — спектакль-размышление студентов курса Юрия Муравицкого в МШНК и Марии Тефера-Марченковой по киносценарию Ги Дебора «Вопли в честь де Сада». Спектакль о наполнении реальности образами из кинематографа, о мышлении, о точке отправления и зарождения образов, приходящих нам в голову. 
· «ШОА» («катастрофа») — работа Василия Березина по десятичасовому документальному фильму о Холокосте. Спектакль-разбор, попытка не только оценить произошедшее, но и в некоторой степени проанализировать наше отношение к нему.
· «=ё32ешг2шь» — спектакль Василия Березина для кошек и компьютеров по пьесе, написанной котом театрального критика Алексея Киселева. Шёл в Центре имени Мейерхольда. 
· «Августин. Исповедь» — спектакль Василия Березина по тексту Блаженного Августина, исполнявшийся на латыни в разных жанрах — от арии до рэпа. Спектакль входил в программу фестиваля NET.
· «Мне показалось…» — проект Василия Березина, созданный в казанской творческой лаборатории «Угол» специально для Розы Хайруллиной по воспоминаниям актрисы и тексту Михаила Дегтярёва. Это разговор Розы с собой и с городом, где каждая фраза начинается со слов «мне показалось».
· «Место действия: Трагедия человека» — постановка Василия Березина по пьесе венгерского классика Имре Мадача в заброшенном петербургском ДК Моряков.
· «Путь самурая» — спектакль Василия Березина, вдохновлённый кодексом бусидо, переосмысляющий отношение к традициям и принципам жизни самурая прошлого и настоящего. 
· «Страдания юного Вертера» — пластический спектакль режиссёра Стефана Шведского и хореографа Элины Ишековой в Театре.doc. Современная интерпретация романа Гёте: безумие, воплощающееся внутри личностных взаимоотношений друзей и возлюбленных и раскрывающееся через телесное взаимодействие.
· «Мальчик у Христа на Ёлке и Девочка со спичками» — спектакль Василия Березина из цикла «Рождественские истории» для детей и их родителей. Очень часто люди замерзают на холоде, и некоторые из них умирают. Это история про сирот, девочку и мальчика, которые умерли от холода, каждый из них попал в свой рай.
· «Эстонские сказки» — спектакль Василия Березина из трёх частей: истории из заброшенной тюрьмы на Балтийском море, сказки про Волка и этюда про Семью. 
· «Тибетская книга Мертвых» — спектакль Василия Березина по тибетскому буддийскому тексту «Бардо Тхёдол». Исполнялся в заброшенном депо Курского вокзала. Помимо актёров на площадке существовали бездомные. Спектакль входил в программу фестиваля NET.
· «Гамлет» — спектакль на грани театра и модного показа: презентация новой коллекции ТО «Кружок» — «Кольцо Познания», совмещённая с премьерой «Гамлета» Василия Березина в КЦ ЗИЛ. Шекспировская трагедия интерпретирована через личные переживания, отражающиеся в сценических декорациях. 
· ​​«Богиня Ника» — спектакль по раннему рассказу Виктора Пелевина «Ника» на парковке в Нуази-ле-Гран (Франция).
· ​​«Автосохранённый 4» — моноспектакль Василия Березина в формате группового видеозвонка из зала ожидания на Курском вокзале.
 
Шесть спектаклей Бинарного Биотеатра отмечены фестивалем и премией «Золотая Маска»:

· «Петя и волк» — музыкальная сказка Василия Березина и Бинарного оркестра. Спектакль напоминает игру с тем самым вредным волчарой или первое знакомство с неизведанным городом. Номинант премии «Золотая Маска»-2023 в конкурсе «эксперимент».
· «Devil comedy» — спектакль Василия Березина в котором зритель выбирает песнь и оставляет свой телефонный номер, после чего получает звонок от «своего» Вергилия и назначает встречу в удобное для обоих время. Продолжительность всех песен — 9 дней. В 2020 году проект был номинирован на премию «Золотая Маска» как «лучший спектакль в эксперименте». 
· «Евангелие» — попытка оперного прочтения и переосмысления текста Святого Писания в заброшенном ДК. В спектакле Василия Березина принимали участие оперные исполнители, певцы, музыканты, профессиональные и непрофессиональные артисты. Проект входил в лонг-лист премии «Золотая Маска»-2019 и был представлен в программах фестивалей NET в 2017 году и Russian Case в 2019 году.
· «Синяя птица в «Синей птице»» — аудиоспектакль Василия Березина и Алексея Кузьмина-Тарасова, накладывающийся на отметившую столетний юбилей постановку Станиславского, идущую во МХАТе имени Горького. Вошёл в лонг-лист премии «Золотая Маска»-2019.
· «Бродячая. Бездомная. Дохлая собака» — спектакль Василия Березина в Giper Loop с Розой Хайруллиной в главной роли — ремейк спектакля по тексту Артёма Пудова, который Березин уже ставил в Ростове-на-Дону и Киеве. В новой версии появились отсылки к «Каштанке». Вошёл в лонг-лист премии «Золотая Маска»-2023.
· «Халиф-аист» — спектакль с элементами оперы: история Xалифа-аиста — это история одного гнезда, из которого мы все выпали, выросли и разлетаемся в надежде вернуться. Постановка Василия Березина на трехлетие клуба Mutabor с Розой Хайруллиной в главной роли. Вошёл в лонг-лист премии «Золотая Маска»-2023.

На Малой сцене «Практики» Биотеатр выпустит камерный спектакль «Чокнутый и Бесконечное счастье» по трогательной и нежной переписке Василия Березина и Маши Кузнецовой.

Сезон 2022/23 проходит при поддержке Тинькофф.