Forbes Life поговорил с режиссером постановки Юрием Квятковским, чтобы обсудить предстоящую премьеру документальной оперы «Аскет» и состояние театра сегодня.
Когда: 31 мая в 19:00 и 21:30
— Сюжет вашей новой работы построен вокруг биографии Андрея Сахарова. Почему вы выбрали жанр оперы для рассказа этой истории?
— Фигура Сахарова трагична сама по себе — его отношение к собственному детищу постоянно менялось (Андрей Сахаров — один из создателей первой водородной бомбы. — Forbes Life). Это вполне себе традиционный сюжет, когда герой становится врагом, соперником и антагонистом своих изобретений. И у Сахарова произошел такой момент в жизни, поэтому в нашей интерпретации он стал героем оперной партитуры. Что нам известно про оперу? Это не бытовой жанр: сам по себе он подразумевает большие истории, большие потрясения, как правило, трагедийного характера. У истории Сахарова есть эта основа.
— Какое место в постановке занимают именно биографические данные вашего героя?
— У Сахарова есть цитата, которая отчасти легла в основу идеи нашей работы: «Судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность». Действительно, судьба эта по своим масштабам сравнима с судьбой античного героя. Но при этом Сахаров вместе со всеми этими перипетиями, сражениями с реальностью, c системой, считал себя совершенно обычным человеком. Нам интересно его исследование о законах Вселенной, где он говорил о многолистной системе устройстве мира. То есть Вселенная по Сахарову похожа на книжку, где каждая страница — это отдельная система. Можно бесконечно перечислять зоны интересов Сахарова — наука, правозащитная деятельность, публицистика, — которые укладывались в голове одного человек
— Насколько линейно при этом вы стараетесь вести повествование?
— Как жизнь и научные интересы Сахарова многослойны, так и партитура нашей оперы многолиственна и не стремится повторить событийный ряд его жизни. Например, раскрывая сюжет, мы обращаемся в том числе к другим временным периодам и героям. Не раскрывая все идеи, расскажу, что в первой сцене речь идет о событиях 1600 года — казни Джордано Бруно. Он как раз первым утверждал, что Вселенная бесконечна. И был сожжен как еретик. Работая над оперой, мы пришли к форме Страстей — канонической музыкальной форме, описывающей несколько дней из жизни Христа. Досконально повторяя структуру этих канонов, мы сделали структуру оперы семичастной, обозначив ее внутри команды создателей как «Страсти по Андрею». Наш метод привел нас к неким христианским музыкальным канонам.
Полная версия на сайте на сайте журнала
Forbes.