практика : журнал : «практика будущего»: спектакль «lorem ipsum»
«практика будущего»: спектакль «Lorem Ipsum»
Мастерская Брусникина
15.05.2020
В рубрике «Практика будущего» продолжаем рассказывать о наших ближайших премьерах. Сегодня речь снова пойдет о проекте Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной «Lorem Ipsum» по тексту Екатерины Августеняк, выпуск которого запланирован на осень 2020 года.
«Lorem Ipsum» — это девятичастный театральный проект: каждую из глав экспериментальной пьесы Августеняк, написанной с помощью автоматических текстогенераторов, будет делать один из режиссеров команды, которую собирают кураторы. Режиссеры разные, каждый со своей эстетикой и подходом к материалу, а труппа у этого полифонического спектакля одна — актеры Мастерской Брусникина.

И в этом — очевидная логика: «брусникинцы», образовавшие независимый театр после окончания Школы-студии МХАТ в 2015 году, еще во время учебы зарекомендовали себя как труппа, способная к убедительному существованию в очень разном театре.
Курс, набранный Дмитрием Брусникиным в 2011 году, стал объектом бережного и тщательно продуманного эксперимента — практически с самого начала обучения ребята начали не только осваивать ремесло, но и узнавать актуальный театр, сталкиваться с тем, что предлагают сцене молодые режиссеры, педагоги, драматурги. Для Дмитрия Брусникина театр всегда был тесно связан с реальностью, с живым, развивающимся миром, и эту внимательность к действительности, к современнику, с его чаяниями, страхами, рефлексией он передал своим ученикам. Эта открытость и готовность к новому — и в жизни, и в искусстве — родовая черта «брусникинцев», и это чувствуется в спектаклях и «старшей», и «младшей» Мастерской.

▪️ На каждом курсе был документальный спектакль: радикальное и глубокое погружение совсем еще молодых людей, вчерашних детей, в противоречивую, бурную жизнь большой страны. Это столкновение с живыми людьми стало настоящей прививкой подлинности, осознанием профессиональной и человеческой ответственности, с которой выходишь на сцену.


▪️ ▪️ ▪️ «Это тоже я. Вербатим» в 2012 году, документальный спектакль, родившийся из экзамена, стал настоящим событием и до сих пор с аншлагами идет в «Практике». Тогда же документальный театр, вызвав волнение и дискуссии в академических кругах, обнаружил свой педагогический потенциал, соединил традиционно дистанцированную от кипучей жизни школу с реальностью и с актуальными поисками в искусстве.


▪️ ▪️ ▪️ Для «младшей» Мастерской таким боевым крещением стал «Транссиб» — театральное путешествие от Москвы до Владивостока и обратно: актеры признаются, что этот уникальный опыт, полученный в самом начале, изменил их не только профессионально, и по-человечески. А потом был «До и после» — тоже больше, чем спектакль: молодые актеры, только начинающие свой путь в профессии, разговаривали с теми, кто прожил в театре всю жизнь: так устанавливалась зримая связь поколений, преемственность, так частное становилось общим.

За несколько лет «брусникинцы» успели поработать с ведущими современными режиссерами — с Максимом Диденко («Второе видение», «Конармия», «10 дней, которые потрясли мир», «Чапаев и Пустота»), с Константином Богомоловым («Ай Фак. Трагедия»), с Юрием Квятковским («Сван», «Занос», «Зарница»), с Юрием Муравицким («Переворот»), с Филиппом Григорьяном («Пушечное мясо»), с Семеном Александровским («Война еще не началась») и другими, освоив разные территории, языки, столкнувшись в визуальным, пластическим, музыкальным театром. «Брусникинцы» привыкли работать с современными текстами, с экспериментальным материалом — каждый год они делают спектакль по текстам-победителям конкурса «Кульминация», а одним из наиболее радикальных и сложных работ был спектакль «СЛОН» Андрея Стадникова, где драматургия, кино, инсталляция и современное искусство соединялись в эпическое полотно о природе несвободы.

▫️ Для Брусникина была важна индивидуальность, человеческое содержание актера, и это присутствие личности в актерской работе всегда заметно в том, что делают «брусникинцы». Это доверие Мастера, интерес к мнению, к инициативе, к пробе привело еще и к тому, что многие из «брусникинцев» пробуют себя в режиссуре — сегодня в репертуаре Мастерской идут спектакли выпускников «старшего» набора — Сергея Карабаня, Алисы Кретовой, Михаила Плутахина, Алексея Мартынова.
▫️ Та молниеносность, с которой «брусникинцы» стали сенсацией в театральном мире, и та устойчивость интереса, который годами испытывают к ним профессионалы и зрители, — следствие чувствительности ко времени, к изменениям в жизни, к развитию искусства, привитую Мастером, и универсальной оснащенности, приобретенной в постоянной работе с яркими художниками сегодняшнего дня.